Процесс дрессировки собак подразумевает отдачу, обратную связь. Любое Ваше общение с Вашей собакой, будь то игра, или прогулка есть процесс дрессировки. Любое Ваше действие, которое находит отклик в собачьем сознании — есть процесс дрессировки.
Сам процесс дрессировки подразумевает поощрение желательного поведения и игнорирование или осуждение нежелательного. Начать дрессировку следует с самого первого дня появления собаки в Вашем доме. Обратите внимание на поощрение, контролируйте все, за что Вы поощряете собаку, тем самым Вы избавите себя от процесса переучивания, который гораздо более трудоемкий.
При проведении дрессировки собак необходимо:
- знать особенности характера и поведения собаки (спокойный или недоверчивый, злобный) и определить, что будет служить для нее поощрением во время дрессировки: лакомство, ласка, что-то другое? Что может заинтересовать щенка (собаку) в работе?
- установить для себя цель воспитания собаки и вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей;
- наблюдать за физическим состоянием собаки;
- наблюдать за заинтересованностью собаки во время дрессировки; помнить, что у щенков нет длительных очагов возбуждения, т. е. того, что мы называем вниманием. В этом возрасте щенок, как и ребенок, ищет все новые и новые впечатления, его внимание не останавливается долго на одном предмете или действии: щенок будет выполнять команды только тогда, когда ему это интересно;
- помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на четкое исполнение команды;
- не использовать сильные раздражители при работе со щенком (это может испугать щенка, вызвать недоверие и страх перед дрессировкой);
- не переутомлять молодую собаку;
- четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. Это касается и поведения самого дрессировщика: четкие движения, приказной тон команд на занятии и свободное движение собаки и игра в перерыве;
- обучать щенка постепенно: обучение должно идти от простого к сложному;
- тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс у собаки, строго соблюдая условия его образования;
- не изменять слов команды, жестов и сигналов, отдавая их четко и единообразно. Менять интонации команды в соответствии с поведением собаки;
- настойчиво требовать от собаки выполнения известных ей команд. Несколько отказов от выполнения - и собака забудет команду;
- не отрабатывать всегда одну и ту же последовательность команд, иначе щенок не сможет выполнять команды в другой последовательности (образуется динамический стереотип);
- важно поощрять щенка каждый раз, когда он произвел желаемое действие, чтобы закрепить рефлекс;
- не злоупотреблять вкусовыми поощрениями, использовать их на начальном этапе, а далее заменять похвалой;
- не кричать на собаку. В качестве наказания действеннее будет рывок поводка или шлепок.
- наказывать собаку только в момент совершения действия. Не позволять собаке убегать после наказания (это означает для собаки, что "правда на ее стороне"), заставить ее подождать, пока вы сами ее не отпустите.
- необходимо разнообразить занятия. Проведение дрессировки на одном и том же месте, в одно и то же время создаст у собаки такую условную связь, при которой она исполняет команды (работает) только на этом месте и только в это время. Появление помощников дрессировщика на занятиях в одних и тех же тренировочных костюмах приучает собаку реагировать на человека, одетого в такую одежду.